Никаэль (nika_el) wrote,
Никаэль
nika_el

Category:

Рабан Мавр

Два года назад я выкладывала здесь ссылку на свою статью о Рабане Мавре. Сегодня день его памяти, а сайта моего больше нет, и ссылка та никуда не ведет. Поэтому я решила разместить текст здесь — вдруг он будет еще кому-то интересен. Для блога статья, конечно, великовата, но больше пока некуда. Честно прячу все под кат, исключительно для желающих.

 

 

Praeceptor Germaniae

 

Рабан — Rabe — Ворон. Черный Ворон — Hrabanus Maurus. Первое — имя, второе — прозвище, подаренное великим Алкуином любимому ученику. Потому что принято было в те времена в академической среде давать прозвища. И еще потому, что Мавром звали любимого ученика святого Бенедикта Нурсийского. Рабан Мавр, сам ставший великим учителем — Учителем Германии, Praeceptor Germaniae...

О раннем периоде жизни святого Рабана известно очень немного, даже насчет года его рождения среди исследователей нет единого мнения. Предполагается, что он появился на свет около 780 года в знатной франкской семье. До девяти лет мальчик рос в родительском доме, а затем был передан на воспитание в монастырь Фульды, где в то время настоятельствовал аббат Баугольф. Строгий настоятель взял с мальчика клятву никогда не пытаться покинуть монастырь и даже не помышлять об этом. Юный Рабан пришел в обитель в марте, в день памяти святого Бенедикта Нурсийского.

Рабан с раннего возраста проявил тягу к знаниям, об этом он позднее свидетельствовал сам. Для завершения образования юноша был отправлен в Тур к знаменитому Алкуину. Едва ли больше года или двух довелось ему брать уроки у прославленного ученого — известно, что Алкуин скончался в 804 году, но за это время у учителя и ученика сложились очень теплые отношения, юноша Рабан нашел в Алкуине второго отца. На всю дальнейшую жизнь святого Рабана повлияли наставления учителя: „О мой дражайший сын, упражняйся в любви ко Господу, пусть совершение богослужений украшает твою жизнь... день и ночь предавайся наукам; взыщи Христа и носи Его в своем сердце, чтобы Он там жил и руководил твоей жизнью; люби Его как своего Спасителя, как своего Господа, от Которого приходят все благие дары, соблюдай заповеди Его; все, что получишь от Господа, или Дух Божий сообщит тебе, распространяй усердно и учи этому других. Бедным и убогим будь отцом, будь скромен в быту и щедр в благодеяниях, чтобы благословение их пребывало с тобой“. Пребывание в Туре осталось для святого Рабана светлым воспоминанием на всю жизнь.

По возвращении в Фульду святой продолжил свои ученые занятия. В его распоряжении была огромная по тем временам монастырская библиотека. К числу любимых занятий Рабана принадлежало изучение Святого Писания, для чего он не только овладел греческим, еврейским и сирийским языками, но еще и усердно собирал толкования и изречения святых отцов, умело их систематизируя. Одновременно он исполнял должность учителя в монастырской школе.

Достигнув 25 лет, святой Рабан сподобился дьяконского рукоположения. Примерно в это же время он завершает работу над своим первым произведением — „О похвале Святому Кресту“ (De laudibus sanctae crucis). Это творение в форме фигуративных стихов (carmina figurata), которые могут читаться не только по вертикали и по горизонтали, но и крестообразно. Над созданием „Похвалы“ Рабан трудился вместе со своим другом и соучеником монахом Хатто.

Между тем, правление аббата Ратгара, вступившего в должность в 802 году, отнюдь не способствовало ученым занятиям. Этот настоятель, развернувший широкую строительную деятельность, требовал, чтобы все монахи участвовали в строительстве, а неспособные к этому или протестующие изгонялись без всякого снисхождения. Жалобы братии на деспотическое правление Ратгара дважды вынуждали Карла Великого вмешиваться в дела обители, но лишь в 817 году, когда монахи прибегли к крайней мере — всеобщему исходу из монастыря, Людовик Благочестивый сместил ненавистного аббата и изгнал его. Святой Рабан страдал от смуты, охватившей обитель, но не покидал монастыря. Впрочем, по другим сведениям, именно на период настоятельства Ратгара приходится длительное паломничество святого в Землю Обетованную. По возвращении Рабан Мавр принимает священный сан — в 815 году его рукополагает архиепископ Майнцский Хайстольф. При новом аббате, избранном единодушно престарелом Эгиле, Рабан опять начинает преподавать в школе, не оставляя больше никогда этого занятия.

В 822 году уже сам святой Рабан становится настоятелем обители. Наряду с многочисленными новыми обязанностями, он продолжает обучать будущих священников, а также мирян из знатных семей, которые стремились отдать своих сыновей водну из лучших школ франкского государства. Среди его учеников – множество знаменитостей той эпохи, как, например, король Италии Бернард, будущий епископ Регенсбурга Батурих, хронист Людовика Немецкого монах Рудольф, известнейший поэт, ботаник и дипломат Валафрид Страбо, в будущем – настоятель монастыря Райхенау.

Сочинение Рабана Мавра, посвященное как раз образованию священства — „О воспитании клириков: приобретение и упражнение добродетелей“ — переведено и на русский язык.

Святой аббат нес слово Божие не только своему ученому окружению, но и местным жителям — до нашего времени сохранились шестьдесят четыре его проповеди.

Трудами Рабана Мавра были завершены строительные начинания его предшественников, более тридцати храмов возникло на принадлежащих монастырю землях. Святыни из Италии привлекали к ним немало паломников. Число монахов цветущей обители достигло двухсот пятидесяти. Обогатилась монастырская библиотека, и прежде уже славная своими сокровищами.

Положение настоятеля такого крупного монастыря обязывало Рабана не только принимать участие в синодах, но и близко соприкасаться с делами государства. Он пользовался дружбой и покровительством Людовика Благочестивого, но и сам оказывал ему поддержку, когда против императора поднялись собственные сыновья.

Впав в немилость после прихода к власти Людовика Немецкого, Рабан отказывается от поста настоятеля, чтобы вместе с ним опала не коснулась и обители. Некоторые хроники, впрочем, свидетельствуют, что он был смещен насильственным путем.

Покинув монастырь, Святой уходит к своему другу Хаймо, епископу Хальберштадта, а затем удаляется в уединенный скит в горах. Это время Святой посвящает работе над мартирологом, которая была закончена к 845 году. А в 847 году, уже после примирения с королем, Рабан становится епископом Майнцским, вопреки преклонным годам и при единодушной поддержке клира и мирян.

С неиссякаемой энергией продолжает Рабан Мавр строить, проповедовать, учить, творить дела милосердия. Еще во времена своего настоятельства он завел в монастыре обычай после смерти кого-нибудь из братии в течении тридцати дней отдавать беднякам причитавшиеся покойному при жизни еду и питье. Не оставил он этого обычая и будучи архиереем — в голодные времена при доме епископа кормились до трехсот бедняков, и это не считая тех, кто и так получал от него ежедневное пропитание.

Покуда здоровье позволяло епископу, он неутомимо путешествовал по своей епархии в сопровождении достойных священников, проповедуя слово Божие и призывая к покаянию.

Святой Рабан отошел ко Господу 4 февраля 857 года. Его почитание как святого уже в первые годы после кончины неоднократно засвидетельствовано документально.

Мощи его поначалу пребывали в монастыре Св. Албана, а в 1515 году архиепископ Альбрехт Бранденбургский повелел перенести их в Галле, где находилась его резиденция. В последующие столетия, во времена переживаемых Церковью потрясений, святыня канула в забвение. Никаких сведений о том, куда и как исчезли мощи святого, не сохранилось...

 

___________________________________________

Сочинения Рабана Мавра в электронном виде:

О воспитании клириков: приобретение и упражнение добродетелей - на рус. яз.

Liber de laudibus sanctae crucis (лат.)- в Bibliotheca Augustana

De rerum naturis (лат.)

Tags: календарь, святые
Subscribe

  • С НОВЫМ ГОДОМ!

    Мы тут сидим вдвоем — я и брют. Встретили по Москве, теперь вот по местному времени. Брюта хватит на всю ночь, меня — вряд ли. Так что я сейчас…

  • Книга года?

    Помнится, раньше я перед НГ сочиняла отдельные посты о книгах — прочитанных, зацепивших, заставивших думать и переживать. Ну и... А тут еще и в…

  • 2016

    Ну что... Ну его, этот 2015-й! Он был... ну, скажем, странный. Хотя и не без приятностей. Однако хочется уже чего-нибудь нового, свежего. В общем,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments

  • С НОВЫМ ГОДОМ!

    Мы тут сидим вдвоем — я и брют. Встретили по Москве, теперь вот по местному времени. Брюта хватит на всю ночь, меня — вряд ли. Так что я сейчас…

  • Книга года?

    Помнится, раньше я перед НГ сочиняла отдельные посты о книгах — прочитанных, зацепивших, заставивших думать и переживать. Ну и... А тут еще и в…

  • 2016

    Ну что... Ну его, этот 2015-й! Он был... ну, скажем, странный. Хотя и не без приятностей. Однако хочется уже чего-нибудь нового, свежего. В общем,…